Зал Маклецкого: история жемчужины уральской антрепризы

автор
ПЁТР
СПЕРАНСКИЙ
История первого в Екатеринбурге специализированного концертного зала, ставшего известным далеко за пределами уральской столицы, благодаря не имеющим аналогов акустическим особенностям.
По адресу Первомайская, 22 напротив сада Вайнера располагается красивое здание из красного кирпича, построенное на рубеже XIX—XX вв. в популярном в то время стиле модерн. Сейчас это здание принадлежит Свердловскому музыкальному училищу им. П. И. Чайковского, а чуть более века назад оно являлось собственностью известного екатеринбургского банкира, мецената и общественного деятеля Ильи Захаровича Маклецкого.
Улица
Как сейчас, так и сто лет назад в здании располагался концертный зал. Он был спроектирован Юлием Осиповичем Дютелем по заказу главы Сибирского торгового банка Ильи Маклецкого. Зал имел очень строгое и сдержанное внутренне убранство, что должно было усиливать эффект воздействия музыки на посетителей. Архитектурные формы зала, а также материалы, использованные при его постройке, наделили зал уникальными акустическими свойствами, сделав его лучшим камерным концертным залом России. Наличие балконов, а также опорных колонн, выполненных из уральского чугуна, обеспечили звучанию голосов и инструментов тембровую насыщенность. Деревянный паркет и кожаные кресла, обладающие малым звукопоглощением, дали звукам особую ясность. Самым главным инженерным приемом Ю. О. Дютеля, обеспечившим зал уникальной акустикой, стало создание особого подвесного деревянного потолка, служащего естественным резонатором и наполняющего пространство концертной площадки множеством вибраций, способных многократно усиливать звук.
Зал внутри
Точной даты, когда началось строительство зала, не сохранилось. Скорее всего это была вторая половина 1890-х гг. Тем не менее, историки имеют ряд предположений о том, что могло подтолкнуть Маклецкого вложить немалые средства в строительство концертного зала. Некоторые исследователи уверены в том, что банкир строил зал специально для выступлений своей жены Марии Ивановны, которая была хористкой итальянской оперы и педагогом по вокалу, а также двух своих дочерей — Марии и Анны, унаследовавших музыкальные таланты матери. Однако не только безмерной любовью к семье объяснялся столь широкий жест уральского мецената. Помимо ведения банковской деятельности, Илья Захарович был еще и известным общественным деятелем и одним из учредителей Екатеринбургского музыкального кружка. Как считают историки и краеведы, постройка первого в городе специализированного концертного зала стала еще и своеобразным подарком Маклецкого к двадцатилетнему юбилею старейшего городского объединения музыкантов.

Как сообщали газеты того времени, торжественное открытие зала состоялось 1 октября 1900 г. при многолюдном собрании всех самых именитых жителей города. Илья Захарович Маклецкий лично встретил гостей при входе в зрительный зал, после чего состоялось непосредственное открытие музыкальной площадки, сопровождавшееся концертом, в котором приняли участие члены Музыкального кружка.
Зал снаружи
Сразу же после открытия, концертный зал Маклецкого стал сердцем театральной и музыкальной жизни Екатеринбурга. В его стенах проходили концерты классической и духовной музыки, а также многочисленные театральные постановки. Музыкальная площадка на постоянной и бесплатной основе сдавалась Музыкальному кружку для проведения репетиций и выступлений. Здесь же проходили концерты и именитых музыкальных трупп, приезжавших в Екатеринбург на гастроли.

Зал принадлежал И. З. Маклецкому вплоть до его смерти, после чего он достается сыну и двум дочерям Ильи Захаровича и с 1902 по 1906 гг. именуется «Залом наследников Маклецкого». Вскоре концертная площадка переходит в руки екатеринбургского городского головы Александра Евлампиевича Обухова, который зал модернизирует и делает его пригодным для показа кинематографа. Репертуар «электрозала» Обухова существенно расширился. В нем проходили различные культурные мероприятия: от вечеров романсов до танцев и кинопоказов.
 Александр Евлампиевич Обухов
В 1912 г. зал выкупает владелец Сысертских заводов, известный уральский меценат и почетный член Уральского общества любителей естествознания Дмитрий Павлович Соломирский. Причиной покупки зала стало желание Соломирского превратить детище Маклецкого в музей УОЛЕ. Однако данному проекту не было суждено сбыться, и после небольшого ремонта Дмитрий Павлович принимает решение передать купленный зал в ведение образованного в феврале 1912 г. Екатеринбургского отделения Императорского русского музыкального общества и открытых при нем первых в городе музыкальных классов.
Дмитрий Павлович Соломирский
Постепенно зал, славящийся своей великолепной акустикой, стал известен и далеко за пределами Екатеринбурга. В советское время он принадлежал Свердловскому музыкальному училищу им. П. И. Чайковского и на его сцене выступали такие прославленные музыканты как Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Д. Ф. Острайх, Г. Г. Нейгауз, С. Я. Лемешев, И. С. Козловский. В годы Великой Отечественной войны на сцене зала Маклецкого выступали преподаватели эвакуированных на Урал Киевской и Ленинградской консерваторий. Во второй половине XX в. зал стал использоваться не только как место выступлений именитых музыкантов. В нем стали активно проводить занятия, репетиции, а также переводные и академические концерты студентов училища.

С 1990 по 2004 гг. концертный зал подвергался затяжной реконструкции и не действовал. Однако 23 ноября 2004 г. состоялось уже второе в истории концертной площадки торжественное открытие, в ходе которого ей было возвращено историческое название — «Зал Маклецкого». В начале XXI в. уникальный зал, названный именем известного екатеринбургского банкира и мецената, вновь стал одним из центров музыкальной жизни Екатеринбурга и каждый месяц, продолжая славную традицию, он радушно приглашает на концерты всех гостей и жителей уральской столицы.
Зал сегодня