Document
  1. Завод-крепость

    1723 г. – основание Екатеринбурга. В это время город представляет завод-крепость. Между современными улицами Карла Либкнехта и Тургенева проходит крепостной вал, являющийся восточной границей города. Сразу же за валом начинается дорога в Сибирь.
  2. Екатеринбург получает статус города

    1781 г. – Екатеринбург – уездный город. Квартал начитает застраиваться отдельно стоящими строениями, преимущественно уральского купечества.
  3. Екатеринбургский ренессанс

    Расцвет архитектуры русского классицизма совпадает с укреплением административного статуса Екатеринбурга, как центра горнозаводского Урала. В это время был разработан план города и осуществлена застройка его центральной части.

    Дом Качек

    Горный инженер А. Г. Качка выкупает здание постоялого двора по на ул. Вознесенской и переделывает его под усадьбу.
  4. Французская карта

    Аллори и Бержье составлен подробный план города, вплоть до состава отдельных участков в квартале.
  5. Екатеринбург капиталистический

    Екатеринбург превращается в капиталистический город. Квартал становится одним из центров центром деловой, общественной и культурной жизни города. Здесь селятся известные общественные деятели и деятели культуры дореволюционного Екатеринбурга, появляется множество общественных учреждений.

    Революционный кружок

    В доме Качек, Елизавета Петровна Качка открывает подпольный революционный кружок.

    Маклецкий в Екатеринбурге

    В Екатеринбург прибывает И. З. Маклецкий, ставший впоследствии известным банкиром, меценатом и общественным деятелем.
  6. Начало работы В. Л.Метенкова в Екатеринбурге

    В 1895 г. один из домов по ул. Вознесенская выкупает супруга фотохудожника В. Л. Метенкова – Евдокия Васильевна. В феврале 1896 г. на первом этаже дома открывается «Склад фотографических принадлежностей». В 1898 г. около дома появляется инновационный фотопавильон.


  7. Зал Маклецкого

    Уникальный концертный зал

    1 октября 1900 г. в квартале открывается, построенный по заказу И. З. Маклецкого, первый в Екатеринбурге специализированный концертный зал, прославившийся своими акустическими свойствами на всю Россию.
  8. Подпольная школа агитаторов

    В Доме Качек известный революционер Яков Свердлов организует подпольную школу агитаторов. Здесь, в качестве «преподавателей» вплоть до января 1905 г. трудились члены Екатеринбургского комитета РСДРП(б).


  9. Библиотека С. А. Тихоцкой

    Библиотека С. А. Тихоцкой

    В доме Качек открывается одна из первых частных библиотек Екатеринбурга – библиотека С. А. Тихоцкой.
  10. Ф. К. Сологуб в Екатеринбурге

    В октябре 1916 г. в концертном зале Маклецого состоялось публичное выступление известного российского поэта и писателя «декадентского» направления в символизме Ф. К. Сологуба.

    Открытие Музыкального училища

    16 октября 1916 г. – состоялось торжественное открытие первого на Урале Музыкального училища. Был устроен большой концерт, на котором выступили ученический хор и преподаватели.
  11. Екатеринбург-Свердловск в годы великих потрясений

    Многие здания в квартале были муниципализированы и переданы в руки ЖАКТов. В бывших усадьбах теперь размещаются коммунальные квартиры. Жизнь квартала заметно политизируется – теперь это место заседания революционных трибуналов, агитации и пропаганды.

    Зачистка топонимики города от «царских названий»

    За этот год новые советские власти переименовали все улицы, составляющие квартал. Вознесенский проспект был переименован в улицу Карла Либкнехта, Главный проспект – в улицу Ленина, Клубная – в Первомайскую, Верхне-Вознесенская стала носить имя И. С. Тургенева.
  12. Служители советской Фемиды

    В 1920-е гг. в бывший дом Маклецкого въезжают служители Фемиды советского государства. Здесь располагаются Народный суд, совместно с Президиумом коллегии защитников, Городской суд. Параллельно с деятельностью гражданского суда, в начале 1920-х гг. в доме Маклецкого проходили выездные сессии Революционного трибунала.
  13. Агитация и пропаганда.

    Здание, некогда принадлежавшее фотохудожнику В. Л. Метенкову, занимает агитационно-плакатный отдел и фотолаборатория Уральского отделения Российского телеграфного агентства.
  14. Индустриальный Свердловск.

    Квартал принимает современные очертания. Площадь Парижской коммуны по замыслу советских градостроителей должна была стать центральной площадью города. Активно появляются новые конструктивистские здания, а старые перестраиваются под этот чрезвычайно популярный в то время стиль.

    ДК Пищевиков

    На улице Первомайская открыт Клуб Пищевиков им. Горького. В глубине квартала усилиями работников свердловской пищевой промышленности разбит профсоюзный сад.
  15. Дом печати

    Для редакции и типографии газеты «Уральский рабочий» строится знаменитое здание Дома печати, ныне признанное «жемчужиной» уральского конструктивизма.


  16. Дом печати, конец 1920-х

    Свердловский театр музыкальной комедии

    8 июля 1933 г. был открыт Свердловский театр музыкальной комедии. Первым произведением, поставленным на подмостках театра стала знаменитая «бродвейская» оперетта «Роз-Мари».
  17. Советская медицина на страже здоровья детей и подростков

    В 1931 г. двухэтажный особняк по Тургенева, 15 передают Уралоблздраву и переводят в него Областной институт охраны здоровья детей и подростков (ОЗДиП). В 1935 г. его преобразуют в детскую поликлинику.
  18. Музей революции

    Бывшие здания усадьбы Качек по ул. К. Либкнехта переданы Уральскому областному Музею революции. В 1940 г. состоялось торжественное открытие мемориального дома-музея Я. М. Свердлова.
  19. Свердловск в годы ВОВ

    Во время Великой Отечественной войны Свердловск становится одним из центров эвакуации. Кварталу было суждено стать временным местом прибежища многих военных и общественных организаций.
  20. Свердловск социалистический

    В это время Свердловск становится закрытым городом, одним из локомотивов советской науки и промышленности. Квартал же, напротив, обретает славу излюбленного места отдыха свердловчан. Здесь располагаются музеи, театры, городские парки и сады. Стены серых индустриальных зданий украшаются монументальными работами уральских художников.

    Центр культурной и экономической жизни города

    В эти годы в квартале проживают многие партийные работники, а также местная служащие Свердловской Музкомедии и Оперного театра. С 1957 г. квартал соседствует со зданием Уральского совнархоза (Ленина 51).
  21. Проекты радикальной перестройки

    Появляются проекты радикальной перестройки всего квартала, в связи с чем возникают идеи реконструкции Музея Я. М. Свердлова и создании целого мемориального комплекса, посвященного революционеру.


  22. Мозаика Метелева в столовой
    «Уральского рабочего»

    Творчество Германа Метелева

    Усилиями свердловского художника Германа Метелева на ул. Турнегева появляются первые мозаики. Одна из них – «Торжество разума» – в холле корпуса Уральского университета. Другая же украсила стены столовой «Уральского рабочего».
  23. Мозаика Вениамина Степанова

    На северном фасаде дома 11 по ул. Тургенева появляется панно свердловского художника – Вениамина Степанова. Мозаика, выполненная, по заказу газеты «Уральский рабочий», представляет основные ценности советских газет «Искра», «Правда», «Труд».
  24. Современный Екатеринбург

    В конце 90-х – начале 2000-х гг. Екатеринбург превращается в центр культурной, экономической и политической жизни Уральского региона. Параллельно с этим, Квартал 89 становится одним из самых популярных и динамично развивающихся мест столицы Урала. В настоящее время здесь добрыми соседями являются Уральский федеральный университет и крупнейшая на Урале типография, музей истории Екатеринбурга и уникальный концертный зал, театр музыкальной комедии, музыкальное училище, рестораны, кафе

    «Возрождение» дома Метенкова

    В 1993 г. произошло «возвращение» дома его самому яркому владельцу – Вениамину Метенкову. В это время здание передают для организации фотографического музея, который находится в здесь и по сей день.
  25. Музей истории Екатеринбурга

    1990-е гг. определили участь музея Я. М. Свердлова: претерпев ряд изменений и расширив тематику в области политической истории, в 1995 г. он превратился в Музей истории Екатеринбурга на Карла Либкнехта, 26.
  26. «Возрождение» зала Маклецкого

    23 ноября 2004 г. после затяжной реконструкции состоялось уже второе в истории концертной площадки открытие. Уникальный зал, названный именем известного екатеринбургского банкира и мецената, вновь стал одним из центров музыкальной жизни Екатеринбурга.


  27. Портрет императрицы Екатерины I
    на Тургенева, 11 (фото apiural.ru).

    Императрица в Квартале 89

    В мае 2013 г. в квартале появляется портрет Екатерины I. Стрит-арт с изображением императрицы, чье имя носит Екатеринбург, был своеобразным подарком городу к юбилею 400-летия Романовых от одиозного уральского политика Антона Бакова и художника Максима Реванша.
  28. «Возрождение» дома Маклецкого

    В 2018 г. здание бывшей детской поликлиники перешло в оперативное управление Музея истории Екатеринбурга. Вновь образованный отдел стал Центром городских практик «Дом Маклецкого», объединяющим исследователей города, креативный бизнес и гражданских активистов.

Завод-крепость

1723 г. – основание Екатеринбурга. В это время город представляет завод-крепость. Между современными улицами Карла Либкнехта и Тургенева проходит крепостной вал, являющийся восточной границей города. Сразу же за валом начинается дорога в Сибирь.

Екатеринбург получает статус города

1781 г. – Екатеринбург – уездный город. Квартал начитает застраиваться отдельно стоящими строениями, преимущественно уральского купечества.

Екатеринбургский ренессанс

Расцвет архитектуры русского классицизма совпадает с укреплением административного статуса Екатеринбурга, как центра горнозаводского Урала. В это время был разработан план города и осуществлена застройка его центральной части.

1830 – Дом Качек

Горный инженер А. Г. Качка выкупает здание постоялого двора по на ул. Вознесенской и переделывает его под усадьбу.

1856 – Французская карта

Аллори и Бержье составлен подробный план города, вплоть до состава отдельных участков в квартале.

Екатеринбург капиталистический

Екатеринбург превращается в капиталистический город. Квартал становится одним из центров центром деловой, общественной и культурной жизни города. Здесь селятся известные общественные деятели и деятели культуры дореволюционного Екатеринбурга, появляется множество общественных учреждений.

1872 – Революционный кружок

В доме Качек, Елизавета Петровна Качка открывает подпольный революционный кружок.

1872 – Маклецкий в Екатеринбурге

В Екатеринбург прибывает И. З. Маклецкий, ставший впоследствии известным банкиром, меценатом и общественным деятелем.

1890-е. – Начало работы В. Л.Метенкова в Екатеринбурге

В 1895 г. один из домов по ул. Вознесенская выкупает супруга фотохудожника В. Л. Метенкова – Евдокия Васильевна. В феврале 1896 г. на первом этаже дома открывается «Склад фотографических принадлежностей». В 1898 г. около дома появляется инновационный фотопавильон.

1900 – Уникальный концертный зал

1 октября 1900 г. в квартале открывается, построенный по заказу И. З. Маклецкого, первый в Екатеринбурге специализированный концертный зал, прославившийся своими акустическими свойствами на всю Россию

Зал Маклецкого

1905 – Подпольная школа агитаторов

В Доме Качек известный революционер Яков Свердлов организует подпольную школу агитаторов. Здесь, в качестве «преподавателей» вплоть до января 1905 г. трудились члены Екатеринбургского комитета РСДРП(б).

1911 – Библиотека С. А. Тихоцкой

В доме Качек открывается одна из первых частных библиотек Екатеринбурга – библиотека С. А. Тихоцкой.

Библиотека С. А. Тихоцкой

1916 – Ф. К. Сологуб в Екатеринбурге

В октябре 1916 г. в концертном зале Маклецого состоялось публичное выступление известного российского поэта и писателя «декадентского» направления в символизме Ф. К. Сологуба.

1916 – Открытие Музыкального училища

16 октября 1916 г. – состоялось торжественное открытие первого на Урале Музыкального училища. Был устроен большой концерт, на котором выступили ученический хор и преподаватели.

Екатеринбург-Свердловск в годы великих потрясений

Многие здания в квартале были муниципализированы и переданы в руки ЖАКТов. В бывших усадьбах теперь размещаются коммунальные квартиры. Жизнь квартала заметно политизируется – теперь это место заседания революционных трибуналов, агитации и пропаганды.

1919 – Зачистка топонимики города от «царских названий»

За этот год новые советские власти переименовали все улицы, составляющие квартал. Вознесенский проспект был переименован в улицу Карла Либкнехта, Главный проспект – в улицу Ленина, Клубная – в Первомайскую, Верхне-Вознесенская стала носить имя И. С. Тургенева.

1920 – 1929-е – Служители советской Фемиды

В 1920-е гг. в бывший дом Маклецкого въезжают служители Фемиды советского государства. Здесь располагаются Народный суд, совместно с Президиумом коллегии защитников, Городской суд. Параллельно с деятельностью гражданского суда, в начале 1920-х гг. в доме Маклецкого проходили выездные сессии Революционного трибунала.

1920 – Агитация и пропаганда

Здание, некогда принадлежавшее фотохудожнику В. Л. Метенкову, занимает агитационно-плакатный отдел и фотолаборатория Уральского отделения Российского телеграфного агентства.

Индустриальный Свердловск

Квартал принимает современные очертания. Площадь Парижской коммуны по замыслу советских градостроителей должна была стать центральной площадью города. Активно появляются новые конструктивистские здания, а старые перестраиваются под этот чрезвычайно популярный в то время стиль.

1926 – ДК Пищевиков

На улице Первомайская открыт Клуб Пищевиков им. Горького. В глубине квартала усилиями работников свердловской пищевой промышленности разбит профсоюзный сад.

1929 – 1930-е – Дом печати

Для редакции и типографии газеты «Уральский рабочий» строится знаменитое здание Дома печати, ныне признанное «жемчужиной» уральского конструктивизма.

Дом печати, конец 1920-х

1933 – Свердловский театр музыкальной комедии

8 июля 1933 г. был открыт Свердловский театр музыкальной комедии. Первым произведением, поставленным на подмостках театра стала знаменитая «бродвейская» оперетта «Роз-Мари».

1931 – 1935-е – Советская медицина на страже здоровья детей и подростков

В 1931 г. двухэтажный особняк по Тургенева, 15 передают Уралоблздраву и переводят в него Областной институт охраны здоровья детей и подростков (ОЗДиП). В 1935 г. его преобразуют в детскую поликлинику.

1939 – Музей революции

Бывшие здания усадьбы Качек по ул. К. Либкнехта переданы Уральскому областному Музею революции. В 1940 г. состоялось торжественное открытие мемориального дома-музея Я. М. Свердлова.

Свердловск в годы ВОВ

Во время Великой Отечественной войны Свердловск становится одним из центров эвакуации. Квартал не остался в стороне: клуб Пищевиков им. М. Горького стал штабом 3-й Гвардейской стрелковой дивизии, в здании Музыкального училища расположились Киевская и Ленинградская консерватории, а часть домов квартала были попросту превращены в общежития для эвакуированных и госпитали.

Свердловск социалистический

В это время Свердловск становится одним из локомотивов советской науки и промышленности. Квартал же, напротив, обретает славу излюбленного места отдыха свердловчан. Здесь располагаются музеи, театры, городские парки и сады. Стены серых индустриальных зданий украшаются монументальными работами уральских художников.

1950–1960-е – Центр культурной и экономической жизни города

В эти годы в квартале проживают многие партийные работники, а также местная служащие Свердловской Музкомедии и Оперного театра. С 1957 г. квартал соседствует со зданием Уральского совнархоза (Ленина 51).

1960–1980-е – Проекты радикальной перестройки

Появляются проекты радикальной перестройки всего квартала, в связи с чем возникают идеи реконструкции Музея Я. М. Свердлова и создании целого мемориального комплекса, посвященного революционеру.

1983 – Творчество Германа Метелев

Усилиями свердловского художника Германа Метелева на ул. Турнегева появляются первые мозаики. Одна из них – «Торжество разума» – в холле корпуса Уральского университета. Другая же украсила стены столовой «Уральского рабочего».

Мозаика Метелева в столовой «Уральского рабочего»

1984 – Мозаика Вениамина Степанова

На северном фасаде дома № 11 по ул. Тургенева появляется панно свердловского художника – Вениамина Степанова. Мозаика, выполненная, по заказу газеты «Уральский рабочий», представляет основные ценности советских газет «Искра», «Правда», «Труд».

Современный Екатеринбург

В конце 90-х – начале 2000-х гг. Екатеринбург превращается в центр культурной, экономической и политической жизни Уральского региона. Параллельно с этим, Квартал 89 становится одним из самых популярных и динамично развивающихся мест столицы Урала. В настоящее время здесь добрыми соседями являются Уральский федеральный университет и крупнейшая на Урале типография, музей истории Екатеринбурга и уникальный концертный зал, театр музыкальной комедии, музыкальное училище, рестораны, кафе.

1993 – «Возрождение» дома Метенкова

В 1993 г. произошло «возвращение» дома его самому яркому владельцу – Вениамину Метенкову. В это время здание передают для организации фотографического музея, который находится в здесь и по сей день.

1995 – Музей истории Екатеринбурга

1990-е гг. определили участь музея Я. М. Свердлова: претерпев ряд изменений и расширив тематику в области политической истории, в 1995 г. он превратился в Музей истории Екатеринбурга на Карла Либкнехта, 26.

2004 – «Возрождение» зала Маклецкого

23 ноября 2004 г. после затяжной реконструкции состоялось уже второе в истории концертной площадки открытие. Уникальный зал, названный именем известного екатеринбургского банкира и мецената, вновь стал одним из центров музыкальной жизни Екатеринбурга.

2013 – Императрица в Квартале 89

В мае 2013 г. в квартале появляется портрет Екатерины I. Стрит-арт с изображением императрицы, чье имя носит Екатеринбург, был своеобразным подарком городу к юбилею 400-летия Романовых от одиозного уральского политика Антона Бакова и художника Максима Реванша.

Портрет императрицы Екатерины I на Тургенева 11, (фото apiural.ru).

2018 – «Возрождение» дома Маклецкого

В 2018 г. здание бывшей детской поликлиники перешло в оперативное управление Музея истории Екатеринбурга. Вновь образованный отдел стал Центром городских практик «Дом Маклецкого», объединяющим исследователей города, креативный бизнес и гражданских активистов.