Приключения «Неугодного» Ильича
автор
ВЛАДИСЛАВ
ИВШИН
ФОТО
ЮРИЙ
ШВЕЦОВ
автор
«Уральское турне» мраморного памятника Петру Ильичу Чайковскому с улицы Карла Либкнехта
У вещей нередко бывают удивительные судьбы. Все это можно сказать о судьбе памятника Петру Ильичу Чайковскому, установленному ныне возле одноименного музыкального училища. Скульптура представляет собой беломраморный бюст, стоящий на гранитном четырехугольном постаменте. Уникальность бюста заключается в его полувековой истории приключений по всему необъятному Среднему Уралу.

1930 год. Свердловск. Недавний выпускник Уральского художественно-промышленного техникума, талантливый молодой скульптор Иван Бирюков по заданию горсовета изваял мраморный бюст Петру Ильичу Чайковскому – великому русскому композитору «Золотого века» отечественной культуры. Местом установки памятника был выбран сквер имени Чайковского возле недавно образованного одноименного музыкального училища.
После установки скульптура простояла всего один день. По распоряжению председателя горсовета А. Т. Попкова бюст был демонтирован и отправлен в закрома горсовета якобы по причине «опасности прославления прошлого». Так начались долгие и запутанные «уральские приключения», казалось бы, ничем не примечательного памятника «не тому» Ильичу.

Несколько лет спустя бюст из закромов горсовета попал в подсобные помещения Свердловской консерватории. Оттуда – в Алапаевск, в котором Чайковский провел своё детство. В послевоенные годы в городе был обустроен дом-музей композитора. Но и здесь бюсту не нашлось места, поскольку напротив музея уже стоял памятник великому композитору. Уральский бюст П. И. Чайковского десятилетиями пылился на задворках музейного хранилища.

Иван Михайлович Бирюков (справа) вместе с сыном
Фотография Надежды Дуркиной
Уже во времена «Перестройки» бюст Петра Ильича безуспешно пытались разыскать работники музыкального училища имени Чайковского. Они облазили всевозможные чердаки, подвалы и закрома свердловских музеев, но никак не могли найти следы этого произведения искусства. Только в начале 1990-х гг. бюст неожиданно был найден в закромах все того же дома-музея в Алапаевске. Через несколько месяцев он был возвращен в родную гавань и индустриальную столицу Урала – Екатеринбург. Так спустя более полувека скитаний по Среднему Уралу, «неугодный» когда-то бюст Ильича занял свое историческое место в одноименном скверике, напротив музыкального училища, по-прежнему носящего гордое имя блистательного русского композитора – Петра Ильича Чайковского.

Петр Ильич Чайковский
Источник: Санкт-Петербургский государственный горный институт
Настоящий, уральский
Материалом для бюста послужил высококачественный белый мрамор, прямиком с недавно открытого Прохорово-Баландинского мраморного карьера, находящегося на р. Миасс Уральской области (ныне Челябинской)
«Перестройка»
Перестройка – общее название совокупности политических и экономических реформ, проводившихся в СССР в 1985–1991 гг.
Александр Тимофеевич Попков
Председатель Свердловского горсовета с декабря 1930 г. по ноябрь 1932 г. Именно при нем Свердловск пережил настоящий градостроительный и индустриальный «ренессанс», окончательно закрепив за собой статус «Города большевистских побед»
Иван Михайлович Бирюков (1908-1941)
Советский скульптор, мастер портретной и декоративной скульптуры, в особенности барельефа. В 1929 году окончил Уральский художественно-промышленный техникум в Свердловске. С 1932 года состоял членом Московского Союза художников. После начала Великой Отечественной войны ушёл добровольцем в ополчение. Пропал без вести в конце октября - начале ноября во время Битвы за Москву