РОЖДЕНИЕ КОЛОССА УРАЛЬСКОГО КОНСТРУКТИВИЗМА: ДОМ ПЕЧАТИ
«Советское» окружает нас повсюду – это обязательный элемент современных российских реалий и жизни. «Советское окружение» кажущееся нам таким понятным, повседневным и бытовым, по-прежнему остается неразгаданным в бурном ритме современных человеческих перемен, а современному поколению «советское» вовсе остается непонятным, унылым и скучным. То, что еще несколько десятилетий назад олицетворяло нарастающую мощь советского государства, сейчас все чаще именуется «серым», изрядно наскучившим прошлым. Не обошло это и находящийся в эпицентре медийных упоминаний свердловский конструктивизм, который, кажется, заслуживает отдельного, более детального разбора. Мы предлагаем на примере одного из известных памятников уральского конструктивизма поговорить об этом.
«Высеченный» в сердце города бастион уральского конструктивизма – Дом печати, бывший некогда производственным зданием-типографией «Уральского рабочего» – о чем еще тридцать-сорок лет назад свидетельствовала одноименная вывеска над «угловой» частью здания, а ныне представляющий собой современный культурно-досуговый и коммерческий центр, расположенный по все тому же адресу ул. Ленина, 49. Как и все здания нашего квартала, имеет собственную «долгую историю», пронизанную строительными скандалами, эстетическими дискуссиями, архитектурными и градостроительными прениями о темпах и ритмах строительства и стиля.
Дом печати был построен на заре социалистического строительства, в горниле дискуссий о путях и методах построения нового будущего облика социалистического государства. А потому, производственное здание-гигант должно было отражать авангард ритмов и динамики юного советского настоящего. Отсюда – намеренная «язвительность» выбранного архитектурного стиля, так явно выделяющая Дом печати на фоне остальных досоветских и многочисленных советских зданий квартала, невольно заставляющее невыспавшегося прохожего воспринимать здание так, будто оно «врезано» в современные границы квартала.
План первого этажа Дома печати (г. Свердловск)

Карикатура на уральский конструктивизм (газета «Уральский рабочий» 1930е)

Отметая масштабную историко-аналитическую справку, посвященную глубинным изыскам «азбуки» конструктивистского стиля, но следуя за образным языком М. Я. Гинзбурга за «функциями» и «ритмами» архитектуры. А также, чтобы читатель прочувствовал нерв ушедшей исторической эпохи и погрузился в пучину советской неразгаданности и неопределенности грядущего будущего конца 1920х – начала 1930х годов, напомним, что ключевой тезис новоиспеченного советского архитектурного авангарда гласил, что «бытие определяет сознание». Это значит, что важен не столько эстетический облик здания, а скорее его «функциональность» для постояльцев-обитателей/рабочих. Облик должен передавать функцию, но при этом сделать так, чтобы здание контрастировало на фоне досоветского прошлого. Дом печати и конструктивизм в целом должны были олицетворять мчащийся прогрессивный локомотив советской индустриализации, а с учетом появления новые технологий и материалов для строительства это стало не только возможно, но и необходимо (Здание Дома печати построено из монолитного железобетона). Передать функцию – не значит сделать производственный быт аскетичным, напротив, пользуясь современным сленгом, Дом печати представлял далёкий прообраз современных Google и Яндекс офисов. Отсюда – в проекте здания-гиганта были предусмотрены многочисленные комнаты отдыха, «комнаты курильщиков» на каждом этаже, несколько спортзалов, столовых, буфетов, а также душевые – это только малая часть проекта Дома печати. Чем не место-мечта работы для современных офисных клерков?
Типографический цех Дома печати в 2020 г.

Фотография: Ксения
Пименова
Дом печати наряду с новыми «изобретенными»-символами индустриализирующегося Советского Союза 1920-1930х годов должен был встать в единый ряд с культурно-массовыми учреждениями-комплексами: Дворцами труда, Дворцами рабочих, Дворцами народов, раскиданных по всему необъятному социалистическому Союзу. Проектировка настоящих «отраслевых» зданий-комплексов преследовала одну, вполне естественную цель – демонстрировать стремление пролетариата к самоутверждению как господствующего класса, отождествленного с революционным порывом масс. А потому – человек должен быть обязательно в коллективе – шествующем, митингующем, марширующем, строящем и творящим в едином социалистическом порыве «новый мир», дабы кто был никем, тот стал бы всем! Отсюда, совершенно понятная тенденция к созданию нового типа производственно-отраслевых комплексов: Домов Промышленности, Домов связи, Домов обороны, наконец, Домов печати – это нечто новое, революционно противоположное отжившему и отживающему старому.
Дом печати, 1940е
г. Свердловск
За проектировкой революционно-нового здания-гиганта Дома печати г. Свердловска стоял старший инженер В. А. Сигов – человек до сих пор с неразгаданной биографией. Перед ним встала целая плеяда производственных проблем. Во-первых, как уместить в одном цельном, универсальном механизме-здании габаритные станки и машины, необходимые для типографического производства? Во-вторых, как рационализировать внутреннее производство, так чтобы взаимосвязанные между собой производственные цеха работали в едином беспрерывном потоке, а путь, который проделывала бы типографическая продукция был максимально коротким? Даже самый беглый взгляд на то, что должно вместить в себя здание-гигант поражает масштабами: типография для газет с самостоятельной экспедицией; книжно-брошюрную типографию; отдел литографии; коробочно-картонажное отделение, издательства газет и журналов с самостоятельными выходами, огромную котельную, жилые помещения для работников, а также возможность для последующего расширения производственных мощностей и т.д. Согласно проекту, закругленная часть Дома печати, а по совместительство главная проходная, должны была выходить на площадь Парижской Коммуны – в то время, планируемый центр города. Первые три этажа занимали цеха типографии, а четвертый - издательство. В крыле с фасадом на ул. Ленина по проекту размещался блок бытовых и вспомогательных помещений. План-набросок за авторством В. А. Сигова был принят в декабре 1928 году и отправлен на дальнейшую доработку.
Проект Дома печати за авторством тов. Сигова, без окон-лент и характерных эркеров

Из фондов ГАСО
Далее, в 1930 году к доработке проекта подключился московский «Госпроект» в лице ведущего архитектора Г. А. Голубева, под чьим контролем Дом печати принял законченный вид, появился ряд выступающих эркеров, выходящих и поныне на улицы Ленина и Тургенева. Вслед за ритмами производства, Голубев добавил фасаду Дома печати непрерывные ленточные окна, тянущиеся по всему зданию – это решило главную задачу, связанную с процессом производства – проблему освещения и вентиляции, столь важных частей в типографическом производстве. А с другой стороны, эта непрерывность оконных проемов в фасаде, должна была олицетворять непрерывность производственных циклов. Вместе с тем, сплошные линии остекления чаще всего подвергались уральской критике, как «непрактичное» решение ввиду специфично суровых природно-климатических условий. Изначальный проект В. А. Сигова, который Вы могли наблюдать выше, предполагал оконные проемы с многочисленными небольшими железобетонными перпендикулярными стенами.

Именно в законченном виде за авторством Г. А. Голубева, проект свердловского Дома печати был утвержден к строительству. О строительных скандалах, архитектурных и градостроительных прениях Вы можете ознакомиться в следующей части нашего спецпроекта.

Задний фасад Дома печати (г. Екатеринбург, май 2020 г.)